FPV для новичков, что нужно знать для полетов

Схема элементов управления пульта и их значение

FPV для новичков, что нужно знать для полетовВ этой статье я расскажу вам о том, с чего начать новичку в FPV полетах, дам несколько советов и упражнений, чтобы вы научились правильно и главное БЕЗОПАСНО летать на квадрокоптере или любой другой авиамодели.

Есть специальные упражнения для новичков, которые помогут повысить навык владения квадрокоптером с управлением по FPV, а также простые правила безопасности, которые помогут уберечь вас и других от травм и других несчастных случаев.

Эта статья создана на основе моего личного опыта, поэтому, если вам есть что дополнить, пишите в комментариях и я это внесу в статью.

 

Правила безопасности

Прежде, чем начать статью, давайте уясним некоторые правила безопасного полета на квадрокоптере.

Обычно, квадрокоптер весит в среднем 500 грамм, чаще больше и вот представьте, что будет, если эти пол килограмма начнут падать, но у этого камня есть еще острые (скорее всего вращающиеся) лопасти. Будьте разумны и не делайте ничего опасного там, где могут быть люди.

  • Узнайте о местных правилах полета, вдруг где-то рядом запрещенная и охраняемая территория, а если рядом аэропорт — летать около него СТРОГО запрещено!
  • Не летайте один (одна), пусть по возможности рядом с вами будет наблюдающий человек, таким образом он сможет предупредить вас о какой-либо опасности, если вы этого не увидите через камеру в очках или шлеме или просто предупредит, что вы начали опасно сближаться с каким-нибудь объектом или полетели не туда, куда нужно.
  • Найдите для тренировок и полетов большую и открытую площадку, где не будет людей, машин, частных и охраняемых территорий, особенно держитесь подальше от военных территорий (части, полигоны) и аэропортов.
    Предпочтительнее поле с траво, чтобы при падении ничего не сломать квадрокоптеру или самолету.
  • Для полетов выбирайте сухую и безветренную погоду. Крупные дроны могут справляться с не сильным ветром, но для новичка противопоказан даже небольшой ветер.

Подготовка к полету

Перед полетом обязательно проверьте всю аппаратуру — пульт, передатчик, камеру и видеопередатчик. Как то раз, я захотел полетать, вышел, включил пульт и дрон, взлетел, опустил шлем на глаза — а там нет видео! Пришлось экстренно выключать двигатели и дрон упал. Почему я выключил двигатели? Поднялся я всего метров на 6, а шлем почему опустил на глаза не сразу и не посмотрел, в какую сторону полетел дрон (выравниваюсь в полете, места много, летал тогда на заднем дворе частного дома), но этих 6 метров хватило, чтобы дрон залетел за часть дома. Там никого быть не должно было, так как все знают, что у меня время полетов и я принял решение отключить все.
Не совершайте моей ошибки, у меня все обошлось, сломал только крепление от экшен-камеры. Всегда полностью проверяйте всю периферию.

Диагностика и проверка после полета

После полета тоже необходимо все проверять. Как только приземлились, сразу потрогайте двигатели и регуляторы, они все должны быть одинаковой температуры, теплые, но не горячие, палец должен терпеть тепло. Если какой-то горячий, скорее всего у него проблема с подшипником или магнитами (какой-то отклеился и трением нагревает корпус) или может выйти из строя регулятор оборотов.
Если двигатели горячие с левой стороны дрона (два правых, например), это означает, что неправильно распределен вес на раме и коптер это компенсирует повышенными оборотами.

Подробнее о том, как ремонтировать двигатели: https://profpv.ru/ремонт-бесколлекторного-двигателя/
Также, проверьте раму и двигатели на люфт, где-нибудь может открутиться болтик. Проверьте визуально плату и провода, все ли целое.

 

Что нужно знать перед тем, как начать летать

Понимание управляющих элементов пульта управления

Пульт управления (он же передатчик) очень похож на обычный джойстик для консолей и у него 2 основных элемента управления:

  • Левый стик — газ и рыскание по оси
  • Правый стик — тангаж вправо-влево и вперед-назад

Вот схема, чтобы вы поняли все наглядно:

Схема элементов управления пульта и их значение
Схема элементов управления пульта и их значение

И сразу англоязычная версия схемы:

FPV для новичков, что нужно знать для полетов

Подробнее о значениях — все значения имеют стандартные аббревиатуры на английском языке, я на нем их и приведу, но с расшифровкой:

  • Throttle — это газ. Увеличиваем газ (поднимаем стик вверх) квадрокоптер полетит вверх, опускаем стик, газ уменьшается и квадрокоптер будет опускаться
  • Yaw — вращение по оси, рыскание. Наклоняете левый стик влево — дрон начинает крутиться по оси влево и наоборот.
  • Roll — элерон влево или вправо. На картинке не стал писать это слово, так вы запутаетесь, если, конечно вы не пилот авиации. Наклоняет квадрокоптер влево или вправо.
  • Pitch — тангаж вперед или назад. Наклоняет дрон вперед или назад, чтобы он летел вперед или назад.

Вот как это выглядит на примере самолеты:

FPV для новичков, что нужно знать для полетов

На пультах есть обычно еще куча всяких тумблеров, но они программируются под конкретные задачи, например, для переключения режимов полета и так далее.

Режимы полета: режим стабилизации и АКРО режим

Новичкам всегда рекомендуют начинать летать в режиме стабилизации, это режим, в котором вам помогает управлять гироскоп, он не даст перевернуть дрон или сильно ему наклониться, и если вы отпустите правый стик, то квадрокоптер сам выравнит свое положение. В таком режиме дрон будет себя вести плавно и аккуратно, не будет никаких резких завалов и поворотов.

Более опытные пилоты летают в АКРО режиме. В таком режиме отключены все датчики стабилизации, т.е. если вы наклоните правым стиком дрон влево, а потом отпустите его, то он так и останется наклоненным влево.

Наглядно, чем они отличаются от автора одного из каналов Ютуба:

Расстояние

При полетах по FPV нужно привыкнуть к габаритам дрона и дистанции до объектов, так как по ФПВ это все воспринимается иначе. Это связано из-за линзы камеры, обычно она имеет эффект рыбьего глаза. Кажется, что объект еще далеко, а на самом деле он уже близко и наоборот. Поэтому в начале первых полетов летайте очень осторожно и медленно, вам нужно будет привыкнуть к ощущению расстояния и габаритам дрона.

Симуляторы полетов по FPV

Для первых тренировок рекомендую не менее 6 часов налетать в симуляторах квадрокоптера по FPV, их несколько, вроде как все платные, некоторые продаются в Steam. Хороши они тем, что там отлично передается физика полета и летаешь с помощью своего пульта от дрона. Подключаются пульты обычно с помощью специального штекера (продаются отдельно) в разъем микрофона. Для этого скачивается программа SmartPropoPlus, в ней вы выбираете разъем с подключенным пультом. Сворачиваете программу и запускаете симулятор, например, Liftoff.

Как правильно держать стики пульта

Есть два мнения, как держать:

как держать стик рукой

как держать стик рукой

т.е. либо двумя пальцами, либо одним. Это дело каждого, держите так, как вам удобно, если посмотрите видео с соревнований профессионалов, они держат и первым способом и вторым. Я держу первым, одним пальцем, мне так удобно.

Настройка PID и Rate/Expo

Это достаточно важный момент, ПИДы настраиваются индивидуально и под каждого пилота, они у всех обычно разные. Настраивать их нужно для того, чтобы точно управлять дроном. Подробнее как настроить PID-регуляторы здесь: https://profpv.ru/что-такое-pid-на-что-влияет-и-как-настроит/

 

ВЛП (Визуальная линия полета) и упражнения для полета

Прежде чем пуститься во все тяжкие по FPV, летайте на маленькие дистанции, то есть на таком расстоянии, чтобы при возникновении проблем с видео, вы могли снять очки/шлем и визуально контролировать квадрокоптер, это называется визуальная линия.

После тренировок в симуляторе FPV, лучше подержать квадркоптер в воздухе без очков, чтобы ощутить как он работает и ведет себя в воздухе, при этом наблюдая за ним визуально, а не через очки/шлем, подвигайтесь во все стороны (дроном), ощутите как он это делает.

В первых полетах даже не пытайтесь выполнить какие-то трюки, просто старайтесь держать коптер ровно, стабилизируйте его, чтобы он не прыгал и не скакал в 3 плоскостях, при этом не дезориентируя себя самого.

Я начинал учиться так: вместе с квадрокоптером смотрел в одну сторону, т.е. он камерой сомтрит на север (условно) и я лицом смотрю на север, но стою позади него. Такой взлет и полет интуитивнее и проще, позволит вам сразу понять принцип работы управления. Не газуйте, стиками управляйте плавно.

Взлет и удерживание на высоте

Взлетите примерно на 1-2 метра над землей (плавно поднимайте стик газа) и постарайтесь удержать квадрокоптер в одной точке, очень плавно управляя стиками. Ниже полуметра пока не опускайтесь, так как будут завихрения воздушных потоков и дрон может откинуть в сторону. Просто удерживайте в одной точке на высоте 1-2 метра. Так вы получите первые навыки полета. И да, это нужно делать визуально, а как только научитесь спокойно держать, пробуйте удерживать по FPV.

Посадка и приземление

Многие ошибочно думают, что это легко. На самом деле это один из самых сложных моментов для новичка — посадить квадрокоптер так, чтобы ничего ему не отломать :) В момент посадки нужно плавно регулировать подачу газа, не забывая о том, что перед самой землей начнутся завихрения воздушного потока и квадрокоптер начнет кидать из стороны в сторону и это все нужно будет компенсировать подгазовыванием. С первого раза у вас конечно не получится плавно его посадить, но в дальнейшем это не составит труда. Любой опытный пилот посадит дрон без какого-либо стука о землю…ну или совсем чуть чуть.

Отрабатывание высоты и наклона

После отработки взлета, удерживания высоты и посадки, начните отрабатывать контроль набора высоты и наклоны вправо влево. Для этого выберите большую площадку без людей и животных и делайте цикл: подняться на 2 метра, пролететь метров 5 вперед, наклонить влево или вправо, при этом не теряя курс вперед и снова пролететь вперед. Затем наклоните квадрокоптер назад и повторите обратное. Таким упражнением вы отработаете навыки удержания и контроля высоты, а также наклоны для поворота.

Вращение (рыскание)

С помощью него коптер может вращаться на 360* по своей оси. Упражнение такое: вам нужно постараться облететь какой-либо объект (например себя) вокруг. Для этого используйте все навыки полученные из упражнений выше + вращение. Следите за газом, делайте все очень плавно (гонять будете немного позже).

Предотвращение крашей и поломок

Краш — это падение, столкновение. Вот чтобы минимизировать краши в начале вашего обучения, не взлетайте высоко, держите 2-3 метра высоты. Это связано с тем, что если вы поднимитесь слишком высоко (для вас высоко) то есть большая вероятность, что вы запаникуете от мысли, что начали терять управление и не понимаете куда летит квадрокоптер и вам придется его как то экстренно садить, пока он не улетел далеко, а высота то большая, он упадет и сломает что-нибудь, главное, чтобы не кого-нибудь :)

Если у вас не получается летать

Не переживайте, вы бы знали, сколько было крашей у меня в первые полеты, но я учился в поле, падал на мягкую землю и ничего не сломал тогда. Сначала учился просто летать прямо, нарезал круги по полю, учился делать подъемы и снижения в полете, удерживание. Постепенно таким образом научился и потом стал нормально летать, сейчас у меня не супер навыки, но летаю довольно хорошо :)

Удачи вам в полетах, и не забывайте, безопасность для себя и других прежде всего, не летайте там, где люди!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: