Закон о беспилотниках в РФ 2019. Нужно ли регистрировать квадрокоптер?

Одна из важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах в России. Что нам ожидать, где и как регистрировать и что нам грозит за нарушение?

На этой странице собрана максимально актуальная информация о законе и его поправках, а также, регулярно отправляются запросы в МинТранс для актуализации информации.

Недавно Д.А.Медведев подписал закон о необходимости регистрации дронов массой от 250 грамм до 30 кг, а также появилась информация (на оф.сайте, ссылка в статье) о поправке, по которой нам спокойно разрешат летать на высоте до 150 метров и вдали от людей — на расстоянии от 50 метров.

Самая свежая информация о законе БПЛА обновлена 28 июля 2019 года.

Законопроект все же приняли (его подписал Д.А.Медведев, ссылка на документ в оранжевом блоке ниже), но готовится поправка, которая разрешит нам с вами летать на высотах до 150 метров. Приведу для вас статью с сайта https://rg.ru

Закон о беспилотниках в РФ 2019. Нужно ли регистрировать квадрокоптер?Беспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты на высоте до 150 метров без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Об этом говорится в проекте постановления Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Правда, если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя.

Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота, подчеркивается в документе.

В январе в Госдуму был внесен законопроект, совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе. Так, полиции предлагается предоставить право «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории», а также «пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими».

Полномочиями по регулированию использования БВС предложено также наделить Росгвардию, Федеральную службу охраны и ФСБ «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий», сказано в законопроекте.

По словам главы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Василия Пискарева, любые беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов подлежат учету, а о планируемом полете, его месте и времени необходимо уведомлять соответствующие органы. «Человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это предусмотрен административный штраф», — поясняет депутат.

Василий Пискарев добавляет, что в основном сейчас использование беспилотников регулируется подзаконными актами. Так, в Москве использование без разрешения беспилотников — коптеров, дронов, авиамоделей и других — в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом министерства транспорта.

Пискарев напоминает, что за последние годы число нарушений закона с использованием беспилотников выросло вдвое. Было несколько случаев, когда дроны приближались к авиационной технике во время военных парадов и их репетиций — так было в Екатеринбурге и в Хабаровске. Лишь мастерство летчиков позволило избежать столкновения. В 2016 году из-за очень низко летящего дрона чуть не пострадали дети — школьники, приехавшие на экскурсию на Куликово поле.

«Очевидно, что дополнительные меры регулирования здесь необходимы, и наши правоохранительные органы и спецслужбы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы обеспечить безопасность граждан»,- считает Пискарев. Но пока законопроект не дошел до первого чтения.

Изменения в законах о БПЛА от 28 июля 2019

Путин подписал закон, который повышает штрафы за полеты в запретных зонах (в пределах МКАД, например), теперь штрафы будут от 20000 до 50000 для физ.лиц. Для юр.лиц ничего не поменялось — от 250000 до 300000 рублей. Подробнее о поправке на сайте: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201907260075?index=3&rangeSize=1. Где теперь летать москвичам? Где и раньше — на пустырях.
И полный цикл этого закона тут: https://sozd.duma.gov.ru/bill/547297-7

Обновление от 3.07.2019 — Пришел ответ от МинТранса!

Продолжаю традиционную переписку с ведомством, чтобы знать все из первых уст по этому закону. Кстати, также задал вопрос насчет информации из ролика ниже (видео с канала Россия 1), но почему то не ответили насчет этого и ответили в этот раз очень кратко, видимо надоел я им с этим вопросом. Ниже текст и скан ответа:

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел обращение от 05.06.2019 № 46203 и сообщает.
В части учета беспилотных воздушных судов (далее — БВС) сообщаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658 утверждены Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации. Данный документ вступает в силу по истечении 120 дней со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 30.05.2019).
Таким образом, в настоящий момент постановка на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов не производится.
По вопросу выполнения полетов беспилотными воздушными судами сообщаем, что необходимая информация содержится в информационном бюллетене о порядке использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами, размещенном по адресу https://www.mintrans.ru/documents/7/8988.
Дополнительно сообщаем, что проверить подлинность электронной подписи можно с помощью сервиса подтверждения подлинности электронной подписи, размещенного на портале государственных услуг Российской Федерации по адресу https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds/.
Директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации С.А. Петрова

Закон о беспилотниках в РФ 2019. Нужно ли регистрировать квадрокоптер?

Таким образом, в настоящий момент постановка на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов не производится.

Ответ вы видели, распечатайте и возите с собой на полеты, если будет вопрос «предъявите регистрацию» от сотрудников органов, лишним не будет.
А по истечению тех 120 дней (постараюсь заранее) будет направлено еще обращение, чтобы нам рассказали насчет самосборов из компонентов, которые физически при ввозе не являются «БВС», ну и конечно же, как регистрировать съемочные дроны типа Phantom.

Ну и ниже как обычно часть информации с прошлого раза:

Медведев подписал постановление о регистрации БПЛА массой от 250 грамм до 30 килограмм

Текст юридически сложный и запутанный,  Но из текста понятно, что речь идет о полностью собранных и готовых дронах, таких как модельный ряд DJI и им подобных.

Читаем по этой ссылке:

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905300028 или PDF файл — http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201905300028?type=pdf

С одной стороны — все, что легче 30 кг и летает на высоте менее 150 метров — законно, но нужна только регистрация самого беспилотника.

А с другой стороны, там есть формулировка: «с максимальной взлетной массой до 30 кг в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности вне диспетчерских зон» — а диспетчерские зоны очень большие, посмотрите сами:

Закон о беспилотниках в РФ 2019. Нужно ли регистрировать квадрокоптер?

Чтобы посмотреть свой город, зайдите на ЭТОТ сайт.

P.S. Новый запрос в МинТранс направил, ждем ответ, не теряйте эту страницу, здесь всегда актуальная информация, а не просто статья прошлогодняя.

Но не все так плохо! Уже подготовлено послабление этого законопроекта, которое разрешит летать на высотах до 150 метров и минимум в 50 метрах от людей, а также все с тем же запретом летать у спец.объектов. Считаю, что это верное решение, лично я и мои знакомые всегда летаем в безлюдных местах и я осуждаю тех, кто летает во дворах многоквартирных домов и там, где скопления людей — это опасно и приводит как раз к созданию вот таких законов. Подробнее о поправке в этом видео:

Пишите комментарии, что думаете об этом законе :)


Ниже уже устаревшая информация за 2019-2018 года, но удалять ее не будем, для хронологии и истории:

Нажмите, чтобы развернуть информацию о прошлом ответе

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 1 МАРТА 2019 ГОДА — ПРИШЕЛ ОТВЕТ ОТ МИНТРАНСА!

Текст ответа Министерства транспорта России:

Уважаемый ***** *********!

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел обращение от 05.02.2019 No 43027 и сообщает.

В части учета беспилотных воздушных судов (далее — БВС) в соответствии с пунктом 3.2 ВК РФ беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Минтранс России ведет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (далее – проект постановления; порядок).

В настоящий момент действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

В части регистрации беспилотных воздушных судов (далее – БВС) сообщаем, что во исполнение требований пп. 1 п. 1 ст. 33 ВК РФ Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06.07.2017 No 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. No 457» (далее — приказ).
Приказ предусматривает, что БВС с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации, установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. No 457 (далее – Административный регламент).

Проект приказа прошел соответствующие процедуры регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 5 сентября 2017 года и вступил в силу 16 сентября 2017 года.

Дополнительно сообщаем, что проверить подлинность электронной подписи можно с помощью сервиса подтверждения подлинности электронной подписи, размещенного на портале государственных услуг Российской Федерации по адресу
https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds/.

Директор Департамента
государственной политики
в области гражданской авиации С.А. Петрова

Скан официального ответа Министерства Транспорта:

Ответ Минтранса о регистрации квадрокоптера 2019 Ответ Минтранса о регистрации квадрокоптера 2019

Ответ кратко:

В настоящий момент действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

Уважаемый ****** *******!

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 29.08.2018 № 38687 И сообщает.

В части регистрации беспилотных воздушных судов (далее — BBC) сообщаем‚ что во исполнение требований пп. 1 п. 1 ст. 33 BK РФ Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06.07.2017 № 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 Декабря 2013 г. №9 457» (далее — приказ).

Приказ предусматривает, что BBC с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации‚ установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 Декабря 2013 г. № 457 (далее — Административный регламент).

Проект приказа прошел соответствующие процедуры регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 05 сентября 2017 года и вступил в силу 16 сентября 2017 года.

В части учета BBC в соответствии с пунктом 3.2 ВК РФ беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Минтранс России ведет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных B Российской Федерации» (далее — проект постановления, порядок).

В настоящий момент проект постановления возвращен Правительством Российской Федерации на доработку, таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет BBC с максимальной взлетной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов.

По вопросу выполнения полетов беспилотными воздушными судами сообщаем, что в соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N9 138 (далее — Правила)‚ полёты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Пунктом 52 Правил установлено, что использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, a также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты беспилотных летательных аппаратов.

В соответствии C подпунктом «6» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется региональным и зональным центрами Единой системы (Далее — ЕС ОрВД) — B воздушном пространстве классов А И С, а также B воздушном пространстве класса G B отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется районным центром Единой системы — B воздушном пространстве классов А и С, а также B воздушном пространстве класса G B отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдаёт разрешение на использование воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 109 Правил, сообщение о плане полёта беспилотного летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

Вопросы направления представленного плана полета воздушного судна в центры ЕС ОрВД регулируются Табелем сообщений о Движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждённым приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011г. № 171 (далее — Инструкция), представление на установление временного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в главный центр Единой системы не позднее чем за пять суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов А и C.

B соответствии с подпунктом «13» пункта 10 Инструкции, представление на установление местного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в соответствующий зональный центр Единой системы не позднее чем за трое суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство классов С и G, исключая воздушное пространство воздушных трасс и  местных воздушных линий, открытых для международных полетов, а также районов аэродромов, открытых для выполнения международных полетов.

Дополнительно, согласно пункту 49 Правил, в случае выполнения полетов BBC над населенными пунктами владельцам BBC предписывается получение разрешения соответствующего органа местного самоуправления, a в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Кроме того, согласно пункту 40 Правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Кроме того, основываясь на положениях раздела V1 «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N9 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна относится к авиационным работам. При этом физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы‚ должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы‚ порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Минтранса России OT 22.12.2009 № 249.

Директор Департамента государственной политики

в области гражданской авиации С.А. Петрова

Во избежание недоразумений и при встрече с сотрудниками полиции рекомендуем распечатать сканы ниже и показывать их полицейским, если они будут спрашивать вас о регистрации и о прочей правовой информации. Лучше сразу подстраховаться. Но если вы летаете над головами людей, смотрите в окна администрации, то сомневаемся, что вам поможет этот ответ, летайте ответственно!

Официальный ответ кратко
Если вы собрали квадрокоптер массой более 30кг, то необходимо пройти регистрацию и прочие согласования. Если у вас квадрокоптер менее 30кг, — регистрировать не надо, летайте и соблюдайте общие правила, описанные в тексте ответа выше.

Скан документа (официальный ответ):

Закон о беспилотниках в РФ. Нужно ли регистрировать беспилотник? Закон о беспилотниках в РФ. Нужно ли регистрировать беспилотник? Закон о беспилотниках в РФ. Нужно ли регистрировать беспилотник?

 

Чтобы не гадать «надо ли регистрировать квадрокоптер, нужно ли разрешение для полетов на квадрокоптере» и так далее, было решено написать обращение в Министерство Транспорта РФ через сайт https://www.mintrans.ru/ и получить официальный ответ, что собственно, я и сделал. Ответ был получен почти через месяц. Вопрос был конкретный и простой: какая существует структура регистрации квадрокоптеров, какие квадрокоптеры нужно регистрировать, как получить разрешение и где можно летать. Ответили от имени Директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации С.А. Петрова:

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от **.05.2018 № 3**** и сообщает.

В части вопроса о категорировании беспилотных воздушных судов сообщаем, что основным критерием, определяющим подход к правовому регулированию беспилотных воздушных судов, является максимальная взлетная масса, а не назначение судна или цель использования воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации «беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)».

Применение таких воздушных судов регламентируется федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138.

В соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее — Правила), полёты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Пунктом 52 Правил установлено, что использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и О осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты беспилотных летательных аппаратов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется региональным и зональным центрами Единой системы (далее — ЕС ОрВД) — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса О в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется районным центром Единой системы — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса О в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдаёт разрешение на использование воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 109 Правил, сообщение о плане полёта беспилотного летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

Вопросы направления представленного плана полета воздушного судна в центры ЕС ОрВД регулируются Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждённым приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011г. №171 (далее — Инструкция), представление на установление временного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в главный центр Единой системы не позднее чем за пять суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов А и С.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Инструкции, представление на установление местного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в соответствующий зональный центр Единой системы не позднее чем за трое суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство классов С и С, исключая воздушное пространство воздушных трасс и местных воздушных линий, открытых для международных полетов, а также районов аэродромов, открытых для выполнения международных полетов.

Дополнительно, согласно пункту 49 Правил, в случае выполнения полетов ВВС над населенными пунктами, владельцам ВВС предписывается получение разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Кроме того, согласно пункту 40 Правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Кроме того, в соответствии с положениями раздела VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна относится к авиационным работам. При этом физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Минтранса России от 22.12.2009 № 249.

Для получения более полной практической информации в части использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами в ******************** области рекомендуем обратиться в соответствующее территориальное управление Федерального агентства воздушного транспорта, а именно, в Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта.

В части учета беспилотных воздушных судов сообщаем, что в соответствии с пунктом 3.2 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) беспилотное воздушное судно (далее — ВВС) с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Минтранс России ведет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (далее — проект постановления; порядок).

В настоящий момент проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации, однако до настоящего момента не вступил в силу, таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет ВВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

В части регистрации беспилотных воздушных судов сообщаем, что во исполнение требований пп. 1 п. 1 ст. 33 ВК РФ Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06.07.2017 № 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 457» (далее — приказ).

Приказ предусматривает, что БВС с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации, установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 457 (далее — Административный регламент).

Проект приказа прошел соответствующие процедуры регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 05 сентября 2017 года и вступил в силу 16 сентября 2017 года.

Официальный ответ кратко:

В настоящий момент проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации, однако до настоящего момента не вступил в силу, таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет ВВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

Фото официального ответа:

Официальный ответ Официальный ответ Официальный ответ Официальный ответ


 

Регистрация квадрокоптера в 2019 году

Изначально предполагалось, что пилот будет проходить вот такую многоступенчатую процедуру получения:

  • удостоверения летной годности;
  • разрешения на эксплуатацию воздушного пространства Российской Федерации;
  • документа, подтверждающего правомерность управления квадрокоптером или летательным аппаратом.

Также известно, что нужно обязательно получать разрешение на фото- и видеосъемку с квадрокоптера. Штраф за съемку без разрешения в размере от 3000 до 5000 рублей. Это, конечно, по закону так, но по факту никто никаких разрешений не получает, поэтому все же не стоит пытаться снимать на официальных мероприятиях, на закрытых территориях, у администрации и так далее — создадите себе проблемы, а пострадает все сообщество пилотов летательных аппаратов.

Как получить разрешение на полеты для летательного аппарата или квадрокоптера

  • Отвечает в России за выдачу разрешений Росавиация. Обратитесь в ближайшее ведомство Росавиации с целью подачи заявления на получение разрешения полетов на квадрокоптере или летательном аппарате.
  • За сутки или раньше пилот обязан предоставить в ведомство Росавиации маршрут полета.
  • За пару часов до фактического полета пилот обязан сообщить о готовности диспетчеру (какому, правда, непонятно, диспетчеру аэропорта или диспетчеру Росавиации? Уточните это в ведомстве, если все же рискнете проходить процедуру в 2019 году).
  • Весь полет пилоту необходимо поддерживать связь с диспетчером и при необходимости сообщать о действиях специалисту навигации (т.е. диспетчеру).

В Европе есть вот такой документ: Notice of proposed Amendment (NPA) 2017-05(A) на 128 страниц, вполне возможно, что наши будут делать подобное.

Закон-то у нас вроде как есть, а где регистрировать — непонятно, еще не знаю ни одного человека, у кого зарегистрирован квадрокоптер, про большие авиамодели ничего сказать не могу. Да и Правительство порядок регистрации так и не приняло. Поэтому еще раз читаем зеленую сноску выше.

Но, как показывает практика, полицейские запросто могут к вам подойти и задать вопросы в стиле «Почему вы здесь летаете» и «Создаете угрозу для граждан», могут конфисковать дрон и вас забрать в отделение, поэтому НЕ ЛЕТАЙТЕ там, где люди, здания администрации, полиции, ФСБ, военные объекты, аэропорты и другие особо охраняемые объекты.

Ссылки на документы:

В дальнейшем, по мере выхода новостей на эту тему, статья будет дополняться и обновляться. Добавьте ее в закладки, чтобы всегда быть в курсе и знать закон.

  • Статья создана 8 февраля 2018 года.
  • Последнее обновление: 18 июня 2018 года;
  • Последнее обновление: 28 августа 2018 года;
  • Последнее обновление: 28 сентября 2018 года.
  • Последнее обновление: 1 марта 2019 года.

Если вы нашли ошибку или ссылку, которая не работает, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о квадрокоптерах | PROFPV.RU
Комментариев: 35
  1. Иван

    Подскажите, пожалуйста. Планирую ехать из Харькова в Грузию через территорию РФ на автомобиле, везти с собой компет Hubsan H117 (700 грамм). В РФ, разумеется, запускать не буду, просто провезти нужно до Грузии. Как обстоят дела с порядком ввоза/вывоза — можно просто иметь его при себе как личную вещь при проходе границы, или нет?

    1. profpv (автор)

      Ввоз/вывоз/хранение дронов не запрещено в РФ, запрещены формально полеты в запретных зонах.

  2. Дмитрий

    Прочитал новость от 28.07.2019.
    Не хочу нагнетать, но в тексте закона слова нет про полет именно в запретных зонах.
    Таким образом, штраф будет выписан в принципе при любых полетах без разрешения от ЕС ОРВД на использование воздушного пространства — ниже 150 м, дальше 50 м от людей, дронами менее 250 г (для них только не нужна регистрация), за пределами бесполетных зон.

    Своё сомнение подтвердил на сайте Ассоциации АЭРОНЕТ.
    Сам являюсь обладателем нескольких дронов DJI, с сожалением слежу за этим беспределом в части законодательства. Разрешения пытался получить несколько раз — это практически невозможно в Московской обл. и точно невозможно в Москве, если только не «прикормленный» местными властями пилот.
    Так что теперь получается нужно возить с собой:
    1) письмо Минтранса — оно снимает вопросы в части регистрации до сентября 2019 года;
    2) письмо ФСБ — оно снимает вопросы по получению согласований на взлет от ФСБ и Минобороны;
    3) Про сертификат эксплуатанта для авиационных работ неизвестно, сам сегодня официальный запрос в Росавиацию буду делать, у них в ведомстве госуслуга. Но если будут на месте спрашивать — никакой фото/видео съемки не производил, просто трансляция потока на пульт. Иначе тоже основание для штрафа;
    4) Копии уведомлений от ЕС ОРВД (утвержденный план или смс/почта) на использование пространства. Или чеки на дрон в случае конфискации (это незаконно, но есть вероятность) при оформлении штрафа.
    При условии отсутствия основного — разрешения от ЕС ОРВД готовьте деньги на штраф. Остальные бумажки можно принести на суд по административному делу и доказать отсутствие нарушения.

    Всем терпения, конечно. Но про поправки в 150 метров высоты и 50 метров от людей, которые сейчас не действуют, кажется можно точно забыть при условии повышения штрафов.

    1. Надежда

      Здравствуйте. Подскажите, Дмитрий, если был зафиксирован случай полёта в запретной зоне, и есть извещение о составлении протокола об административном правонарушении по статье 11.4 ч.2, где говорится, что ,, правонарушение выразилось в отсутствии плана полёта воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.,,
      Возможно ли его как-то обжаловать; или где можно почитать именно порядок получения такого плана и разрешения ?

  3. Дмитрий

    В общем, летать в РФ теперь нельзя совсем, ужесточение подписывается быстрее чем послабление)).

  4. Виктория

    Здравствуйте, мы летим группой паспорта Казахстан/Португалия, летим сначала в Москву, оттуда в Казахстан. Могут ли у нас быть проблемы в России на таможне, если мы будем просто провозить DJI Air, не используя? В прошлый раз, зимой, начитавшись статей про конфискацию, не решились брать с собой.

  5. Новичок

    Привет. Прочел статью, но так и не нашел ответ на свой вопрос. Объясните мне пожалуйста.
    Я приобрел легкий квадрик с массой до 250 грамм visuo hs816 для того, чтобы учиться летать. Я так понял, что в каком бы то ни было парке Москвы, на каком бы то ни было расстоянии от людей и даже если взлететь максимум на 10 метров в высоту, любой полицейский может подойти и оформить меня, правильно?

    1. profpv (автор)

      Привет. Нет, такой вес не попадает ни под какую категорию, но если рядом какие-то режимные объекты, большое скопление людей и так далее, то могут за хулиганство или еще что притянуть. Полицейских такие дроны обычно не интересуют, если бы вы гоняли в парке на гоночным + много людей, это другое дело.

      1. Сергей

        Не верно! Разрешение на ивп надо оформлять на любой аппарат любого веса.

      2. Кирилл

        Но гоночный может быть меньше 250 грамм?

        1. profpv (автор)

          Может. Вот такой, например: https://profpv.ru/eachine-trashcan-75-mm-podrobnyj-obzor-mikro-kvadroko/ или Modula7 и т.д.

  6. Михаил

    Спасибо за актуальный и очень полезный материал!
    У меня остался только один вопрос.
    А если я запущу дрон на высоту, например, не 150, а 200 метров или пущу его над лесом, где окажутся в это время грибники, какое наказание меня ждет? Штраф, расстрел, тюрьма или еще что?
    Спасибо!

    1. profpv (автор)

      Пожалуйста.
      Насчет 200 метров — если вдали от аэропортов (около аэропортов вообще моветон летать), то никто не сможет измерить высоту полета вашего дрона, все на свой страх и риск, так как полеты «кукурузников» и вертолетов лесников, фермеров и МЧС никто не отменял.
      Насчет грибников — ничего вы не нарушаете.

  7. Роман

    Спасибо за Вашу работу. Можно ли сделать такой вывод — регистрироваться пока не надо. Летаем до 150 метров без связки с росавиацией и диспетчерами и регистрацией полетов?

  8. Андрей

    Всем Привет! Живу в посёлке. Летаю над чужими домами, но ниже 50 метров не опускаюсь. Человек мне жалуется и загоняет херню про «разрешение на полеты»! Так я проверил карту—запретных зон над моим посёлком нет, по сути я на 50 метров не подлетаю к нему и к его имуществу, вопрос—кто прав??

  9. Илья

    Короче, нужно или задалбывать такими «советами по поправкам» или ждать пока они сами поймут что это реально дичь, это как спрашивать разрешение на запуск кораблика на речке у мор флота, а так всё ровно людей которые летают где то в парках над людьми по пальцам посчитать можно, это в большей части гемор для них, а обычным фристайлерам и гонщикам почти всёровно, летают же в основном на полях, заброшках, в не густых лесах и т.д, никакой дпсник никогда там не окажется, да и грамотно в таком законе мало кто вообще смыслит

  10. Дмитрий

    Так что в сухом остатке? Процедура регистрации начнется через 120 дней. Использование пока так и остается со всеми приколами с диспетчером? Ждем когда Медведев подпишет послабления?

  11. Андрей

    Получается что бы поиграть с ребёнком летающей игрушкой весом более 250 г, эту игрушку нужно зарегестрироваться в Росавиации, и составить план! Так это супер, давайте завалим Росавиацию регистрацией всяких летающих фей, и ихнего плана полетов :grin:

  12. Мирошников Кирилл Владимирович

    Изучил постановление… Федеральное агенство воздушного транспорта получается будет ставить.

  13. Мирошников Кирилл Владимирович

    Здравия, то есть, в связи с принятым постановлением №658 можно летать на 150 метров вне диспетчерских зон, но требуется регистрация. А орган осуществляющий регистрацию и учет еще Минтрансом не установлен же верно?)

  14. евгений

    Я так и не понял про полеты — для игрушки 160граммовой тоже нужны разрешения?!

    1. Илья

      Для квада более 250 нужна регистрация того чей этот квад и всего прочего что бы дядя полицейский смог тебе влепить штраф меньше если ты кого то поранишь и что то поломаешь. А разрешения на взлёт нужны вообще всему что отрывается от земли, но если знать где ходят люди и где на тебя может настучать баба Зина и не летать там, то конечно можешь не просить разрешения, но я за всё время моих полётов я не видел ни одного человека котлрый куда то звонил и что то просил

  15. Иван

    Привет…Очередной высер прочёл ,как всегда не согласен. Касательно зон, объектов ,спец учреждений…военных объектах и прочей херни над которой летать нельзя…Собственно с чего и хотят закрутит нам (пилотам)яйца…Не хрен выставлять на показ свои секреты…Драть за это надо руководителей этих обьектов…Стадионы гребут миллиарды а сетку от дронов натянуть не за что?? Я только согласен с зонами вокруг аэропортов и то полагаю что там просто технически не должно летать ничего кроме самолётов, и машины с РЭБ на параде фанерная бутафория….

  16. Алексей

    Эти сволочи кремлёво-депутатские, запрещают дроны, что бы сверху не снимали из особняки и как они жируют. :evil: :evil: :evil:

  17. uuseogi

    Спасибо за информацию!!!!!

  18. Майк

    Прям совсем ничего? А как же разрешение на полет? И если например не в поле а в городе, но там где безопасно? Внутреннее чутье подсказывает что наше «у-у-у запретить» долно что то придумать на этот счет. Щас вот хотят какой то закон минтранс сделать чтобы разрешить летать но только по прямой видимости, без fpv. Раз хотят такой закон выпустить, значит запрещено сейчас даже так.

  19. Серж

    Правильно ли я понял до 30кг:
    1. Регистрировать пока не нужно.
    2. Разрешение на полеты получать нужно.

    Хочу я полетать над СНТ — куда идти?

    Вижу красивое поле проезжая по дороге, захотел полетать — куда идти?

    Не понятна последовательность действий.

    1. profpv (автор)

      Ничего. Хотите и летаете, только этот ответ на всякий случай распечатайте, если подойдут некомпетентные сотрудники.

  20. Серега

    Хорошая и познавательная статья!
    Спасибо автору за предоставленную информацию! :idea:

  21. Михаил

    Автору спасибо за статью.
    Небольшое уточнение
    Notice of Proposed Amendment — это предложение изменения в законодательство ЕС, проходит согласование среди всех стран участниц Европейского Союза (не всегда удачно).

  22. Николай

    Спасибо авторам статьи за ЮРИДИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ в подходе к обсуждению! И написанию запроса. :smile:

  23. Евгений

    У нас в России всё запрещено скоро дышать запретят Дибилизм чего не каснись Всё нельзя.иди,плати иди за разрешением.

    :x

  24. k2vrc

    Разрешения разные бывают.

    Чтобы законно полетать на БВС, необходимо 2 условия. Оформить местный или временный режим на зону полетов. Далее получить разрешение на использование воздушного пространства путем подачи плана полета.

    Это действует с 2010 года, с момента утверждения ФАП-138 «Правила использования воздушного пространства в РФ»
    ;-)

  25. Serg

    Неопределённость какая-то, даже если завтра новый Закон наконец-то выйдет, то думается, об «в огороде» ничего написано не будет.

    Пётр I, цитата:
    *Указую господам сенаторам, чтобы речь держали не по писаному, а своими словами, чтобы видна была каждого дурь*
    http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Петр_I_Великий

  26. Так что, получается, чтобы полетать у себя «в огороде» нужно получить разрешение на полет?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: